ДИРЕКТОР

Фоменко Наталья Анатольевна

ПРИЕМНАЯ: г. Новокузнецк

+ 7(3843)74-41-31

vlasov.lyc84@gmail.com

Памятка по действиям при возникновении ЧС 
природного и техногенного характера


skvorcova.jpg
С.С. Скворцова 
зам. директора по БЖ

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера опасны, прежде всего, потому, что возникают, как правило, внезапно, и Вы оказываетесь совершенно не готовы к ним, а поэтому подвергаете риску свою жизнь и здоровье.

Рекомендации по действиям при землетрясении

Обучающимся:

1. По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не мечитесь). 
2. Немедленно возьмите необходимые вещи и постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке). 
3. В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание. 
4. Если находитесь в здании лицея на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение. 
5. После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройти перекличку. 
6. Если покинуть здание лицея невозможно, займите положение вдоль капитальной стены в классе или коридоре. 
7. Если вы оказались в завале, не поддавайтесь панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам и т.п.). 
8. Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом новый толчок. 
9. При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшие действия по указанию людей, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из лицея. 
10. Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и своими силами. 
11. После прибытия на место эвакуации пройдите регистрацию, для того чтобы родители и родственники могли отыскать вас. 
Учителям
1. После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию учащихся из здания лицея. Необходимо взять классный журнал и через запасный выход покинуть здание лицея. 
2. Постройте обучающихся в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих. 
3. Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), построить обучающихся вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах. 
4. Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации, по обследованным безопасным выходам. 
5. Эвакуацию обучающихся из здания осуществляет учитель-предметник, ведущий урок. 
6. При необходимости эвакуации из зоны бедствия передать обучающихся классному руководителю, а при его отсутствии взять функции классного руководителя на себя. 
7. После регистрации обучающихся проведите с ними инструктаж во время передвижения и эвакуируйтесь вместе с обучающимися класса в безопасную зону. 
8. Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию обучающихся, доложите о прибывших. 
9. Организуйте проживание обучающихся, помня о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне. 
Родителям
Объясните детям, что во время землетрясения, если они находятся дома одни, необходимо сделать следующее: 
1. Взять документы, деньги, ценности, которые находятся в одном указанном месте. 
2. Выключить все электроприборы и электричество. 
3. При небольших колебаниях быстро покинуть здание и выйти на улицу подальше от здания, больших деревьев, линий электропередач (это место вы определите заранее). 
4. Если выбраться невозможно (сильные толчки, обвалилась лестница, завалило выход), укрыться под столом, под кроватью либо встать в дверном проёме, в углу между капитальными стенами. 
5. Держаться подальше от окон - они могут не выдержать вибрации. 
6. Сделать запасы, необходимые на случай землетрясения (смену одежды, обувь, запас воды в пластиковой таре). 
7. Поручить соседям на случай ЧС различного характера присмотреть за вашими детьми. 
8. Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользоваться лифтом. 
9. Не спешить входить в здание после повторных толчков (возможны разрушения), не посещать зону разрушений: это опасно! 

Рекомендации по действиям при возникновении угрозы наводнения

Обучающимся: 
1. Оденьтесь и подготовьте необходимые вещи, обувь, запас продуктов и аптечку. Завернуть в полиэтиленовый пакет документы, деньги, ценности. 
2. Отключите газ, электричество, электроприборы. 
3. Покиньте опасную зону пешком или на транспорте, захватить с собой документы, ценности, необходимые вещи и запас продуктов. 
4. Если не смогли эвакуироваться, то при опасном повышении уровня воды поднимитесь на чердак или на крышу дома, подавать сигналы бедствия. 
5. При подходе спасателей на плавсредстве переходите в него с соблюдением правил предосторожности и неукоснительно соблюдайте требования спасателей. 
6. При массовой эвакуации из опасной зоны пройдите регистрацию на сборно-эвакуационном пункте. 
7. По возможности телефонной связи сообщите родителям о местонахождении. 
8. По прибытии на место эвакуации пройдите повторную регистрацию, для того чтобы родители могли найти вас. 
Учителям
1. При внезапном затоплении возьмите журнал и переведите детей в безопасное место: верхние этажи, крышу. 
2. Посчитайте количество детей и доложите администрации. 
3. Не допускайте массовой паники обучающихся. 
4. При эвакуации в безопасное место соблюдайте вместе с учениками правила предосторожности при переходе на спасательное средство. 
5. По прибытии в безопасную зону проведите регистрацию обучающихся, окажите им помощь в обустройстве, помня о том, что учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в опасной и безопасной зоне, пока они находятся рядом с ним. 
Родителям
1. В период паводка не выезжайте вместе с детьми на дачи, особенно в места возможного затопления. 
2. Не позволяйте детям самостоятельно выезжать на дачи в период паводка. 
3. Если ваш дом находится в зоне риска затопления, заранее определите места, куда вы будете переносить ценные вещи, продукты питания. 
4. Заранее подготовьте запасную одежду, медикаменты, документы и ценные вещи, чтобы в случае вашего отсутствия ребёнок мог забрать всё с собой. 
5. Продукты и воду с учётом эвакуации запасайте на 3 дня. 
6. Объясните вашему ребёнку, что во время вашего отсутствия он должен эвакуироваться сам либо с помощью соседей. 
7. Если имеется сотовая телефонная связь, держите её с ребёнком постоянно. Не пугайте детей, не кричите, а постарайтесь доступно и спокойно объяснить ребёнку все его действия. 

Рекомендации по действиям при урагане

Обучающимся
1. Отойти от окон, заняв места на партах возле стены или встав в нишах стен. Можно перейти в глухие коридоры. 
2. По окончании уроков, если ураган не стихает, передвигаться домой группами, держась подальше от деревьев, рекламных щитов, линий электропередач. 
3. Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов. 
Учителям
1. Во время урагана соберите детей в безопасном месте, подальше от окон. 
2. Не допускайте, чтобы дети самостоятельно покидали лицей. 
3. С обучающимися проведите инструктаж по правилам поведения во время урагана. 
4. Обучающихся старших классов отпускать домой по месту проживания группами. 
Родителям
1. При заблаговременном оповещении о приближении урагана не отпускайте детей из дома. 
2. Закройте окна, балконные двери. Оклейте стёкла полосками бумаги или клейкой лентой. 
3. Подготовьте запас продуктов, воды, медикаментов. Подготовьте фонари, свечи, керосинки, примусы. 
4. Определите для детей места безопасного пребывания в квартире. 
5. Уберите вещи с балкона и подоконника. 
6. В случае вашего длительного отсутствия определите детей под присмотр взрослых. 

Рекомендации по действиям при возникновении пожара.

Обучающимся
1. При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из лицея, взяв необходимые вещи и одежду. 
2. Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах. 
3. При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т.д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из здания. 
4. Выйти из лицея по безопасным путям, указанным администрацией. 
5. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать здание без неё. 
6. По выходу из школы построиться для переклички, следовать указаниям людей, руководящих эвакуацией. 

Если пожар возник дома или в ином помещении

1. Не звони из помещений, где уже возник пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01». 
2. Не стой в горящем помещении – пригнись, закрой плотно свернутой тканью лицо и нос и пробирайся к выходу. 
3. Не трать время на поиски документов, денег, не рискуй, уходи из дома. Не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому. 
4. Уходя из горящих комнат, закрой за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара. 
5. Если нет путей эвакуации, находись у окна (не открывай его), чтобы тебя могли увидеть с улицы. 
6. Будь терпелив, не паникуй. 
7. При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту. 
Учителям
1. При получении сигнала оповещения о пожаре в здании лицея немедленно организовать детей для эвакуации. 
2. Взять классный журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание. 
3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку. 
4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в местах указанных руководителем эвакуации. 
5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику 
6. В горящее здание не возвращаться. Это очень опасно! 
Родителям
1. В целях профилактики пожара не храните спички и легко воспламеняющиеся вещества в доступном для маленьких детей месте. 
2. Не оставляйте без наблюдения включенными утюг и другие электроприборы. 
3. Следите за исправностью электроприборов. 
4. Не размещайте телевизор в нише мебельной стенки. 
5. Не пользуйтесь самодельными электрообогревательными приборами. 
6. При возникновении пожара в квартире попытайтесь его затушить любыми средствами: захлопать тряпкой, затоптать ногами, залить водой и другими способами. 
7. Не открывать окон и дверей - это способствует усилению возгорания. 
8. При неудачной попытке затушить пожар немедленно эвакуируйтесь из квартиры, закрыв за собой двери. 
9. Вызовите пожарную охрану по телефону «01». Быстро и четко назовите, что горит, точный адрес и фамилию. 
10. Сопровождайте пожарных до входной двери. 
11. Не поддавайтесь панике, не мешайте тем, кто тушит пожар, спасает имущество. 
12. Не тушите включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода. 
13. При возгорании телевизора: 
· отключите электроприбор 
· накройте плотным одеялом или покрывалом 
· срочно покиньте помещение, закрыв за собой дверь, во избежание отравления ядовитыми газами от горения и тления пластмассовых частей телевизора. 

Рекомендации по действиям при возникновении аварий с выбросом опасных химических веществ

Обучающимся
1. После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание лицея до приказа администрации лицея. 
2. Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии – ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой. 
3. Закрыть окна, форточки. 
4. Перед выходом из здания максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела). 
5. Эвакуироваться быстро, но без паники. 
6. Слушать указания учителя о дальнейших действиях. 
7. При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила: 
· передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли; 
· обходить стороной туманоподобные образования; 
· не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться; 
· не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи; 
· при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью; 
· не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений. 
8. По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку. 
Учителям
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе в атмосферу опасного химического вещества закрыть все окна и форточки в лицее. 
2. Обеспечить обучающихся индивидуальными средствами защиты или использовать подручные средства из ткани, которые необходимо смочить водой. Слушать дальнейшие указания. 
3. Организовать детей для выхода из помещения и передвижения к месту эвакуации. Взять классный журнал. 
4. Провести инструктаж: передвигаться по зараженной местности перпендикулярно направлению ветра. 
5. Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону. 
6. По прибытии в район размещения провести регистрацию детей. 
7. Организовать санитарную обработку и размещение детей. 
Родителям
1. Помните о том, что эвакуация детей в безопасную зону лучше проходит коллективно. 
2. Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания. 
3. При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно. 
4. Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи. 
5. Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей. 

При угрозе возникновения террористического акта

Действия при обнаружении взрывного устройства

Признаками взрывоопасных предметов являются: неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома, остатки различных материалов, не типичных для данного места, натянутая проволока, шнур, чужая сумка, пакет, коробка, игрушки, телефоны.

Запрещается поднимать с земли различные предметы, особенно игрушки, телефоны, красочные вещи.

1. Немедленно лично или через посыльного сообщить о случившемся директору лицея или лицу его заменяющего; 
2. Убрать от взрывного устройства всех окружающих на безопасное расстояние (вывести из помещения, где оно обнаружено); 
3. Не подходить и не прикасаться к подозрительному предмету; 
4. Не пользоваться около подозрительного предмета радиотелефоном; 
5. Не пытаться самим определить тип взрывного устройства путём его разборки или разворачивания упаковки. 

Если Вы стали заложником

Обучающимся
1. Ограничить любые контакты с преступниками, не вызывать у них агрессии своими действиями или словами. 
2. Постараться запомнить характерные приметы преступников: рост, одежду, обувь, особенности поведения, речи и т.д. 
3. Не реагировать на провокационные действия террористов, не задавать им вопросов и стараться не смотреть им в глаза. 
4. Выполнять требования террористов и спрашивать у них разрешения на любые действия. 
5. При штурме спецподразделением отойти от входных дверей, окон, упасть на пол, укрыться под столом, креслом и т.п., прикрыть своё тело от пуль подручными средствами. В момент штурма не брать оружие у бандитов в руки, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение. 
6. При освобождении разбегаться из здания в разные стороны. 
Учителям
1. Находясь в заложниках вместе с детьми, спокойно контролируйте ситуацию во избежание паники. 
2. Осторожно, без провокаций, попытайтесь вести переговоры с преступниками, запоминайте их внешность, речь, одежду. 
3. Вместе с детьми выполняйте все требования преступников. 
4. При освобождении заложников спецподразделением спокойно руководите действиями учеников. 
5. При освобождении выводите детей через безопасные выходы из здания лицея. 
Родителям
1. При захвате преступниками ваших детей в здании лицея не создавайте паники. 
2. Не пытайтесь самостоятельно освободить детей. 
3. Не предлагайте себя в качестве заложников в обмен на детей. 
4. Дождитесь приезда спецподразделений, не помогайте и не мешайте им своими действиями. Встречайте детей у выхода из здания в безопасных местах, с которых просматривается территория. 
5. Встретив своих детей, немедленно покиньте опасную зону. 

Рекомендации при телефонном терроризме

Обучающимся
1. Не пытайтесь по телефону даже в шутку сообщить в лицей о заминировании. Вас всё равно обнаружат и вашим родителям придётся отвечать за ваши действия. 
2. При получении по телефону от кого-либо сообщения о террористическом акте в здании лицея не кладите телефонную трубку, а с другого телефона свяжитесь с милицией «02» для определения, откуда раздался звонок. 
3. После разговора письменно зафиксируйте следующие детали: 
· сразу начал угрожать или представился; 
· уточнил, с кем говорит; 
· медленно или быстро; 
· внятно ли произносит слова; 
· дефекты речи (заикание, акцент и др.); 
· тембр голоса (высокий, низкий и др.); 
· впечатление: трезв или нетрезв; 
· манера разговора (спокойная, уверенная, невнятная, бессвязная, вежливая, грубая); 
· озлобленность или равнодушие; 
· наличие посторонних шумов или тишина. 
4. Поставить в известность администрацию лицея. 
Учителям
1. Сняв трубку, спокойно отвечайте звонящему, затягивая разговор и стараясь получить максимум информации. 
2. Не кладите трубку с целью сохранения канала связи, затем свяжитесь по другому телефону с милицией «02» для определения, откуда раздался звонок. 
3. После разговора письменно зафиксируйте следующие детали: 
· начало разговора: сразу начал угрожать или представился; 
· уточнил, с кем говорит; 
· медленно или быстро; 
· внятно ли произносит слова; 
· дефекты речи (заикание, акцент и др.); 
· тембр голоса (высокий, низкий, тихий, хриплый); 
· впечатление: трезв или нетрезв; 
· манера разговора (спокойная, уверенная, невнятная, бессвязная, вежливая, грубая); 
· чувствовались ли озлобленность или равнодушие; 
· наличие посторонних шумов (другой голос, шум машин или тишина) 
4. Поставить в известность администрацию лицея. 

оперативный дежурный Управления по делам ГО и ЧС 
32-15-15 32-16-16

Паспорт дорожной безопасности:

Паспорт дорожной безопасности